• Главная
  • /
  • Статьи
  • /
  • Новая концепция переработки отходов в Москве на базе региональных центров.

Новая концепция переработки отходов в Москве на базе региональных центров.

Для каждого крупного мегаполиса характерно образование огромного количества отходов. Москва в этом отношении – не исключение, ежегодно здесь собирается 2,5 млн. т бытовых отходов, 80 000 т отходов медицины, 3 млн. т промышленных отходов. При этом не может быть учтено, и соответственно оценено количество отходов, накопленных промышленными предприятиями. Если учесть 1,5 тыс. стихийных свалок, масштабы проблемы становятся очевидны.

Анализ системы переработки отходов, существующей в Москве

В 1992 году Департамент инженерного обеспечения разработал программу санитарной очистки Москвы, на основе которой были подготовлены и утверждены нормативные документы, регламентирующие комплексное решение стратегических и текущих задач. К разработке привлекались лучшие отечественные и иностранные организации. Программа стала основой решения проблемы развития отраслей хозяйства города, занимающихся сбором, вывозом и обезвреживанием ТБО.

Сбор и вывоз ТБО

Самые значительные перемены в концепции санитарной очистки Москвы наметились в сфере сбора и вывоза ТБО. Проблема обеспечения города контейнерами для твердых бытовых отходов практически решена. Изготовлением данной продукции в настоящее время занимается Давыдовский завод сельскохозяйственных машин. Автопарк мусоровозов также был значительно пополнен новыми единицами техники, в том числе большегрузными машинами ФАУН, приобретенными в Германии. Грамотная техническая и тарифная политика, проводимая на рынке утилизации ТБО, привела к здоровой конкуренции, что в конечном счете положительно сказалось на режиме сбора и транспортировки отходов.

В течение 1994-1998 годов в Москве были введены в строй 4 МПС (мусороперегрузочные станции). Первая из них открылась на территории муниципального предприятия «Экотехпром». Введение двухэтапного вывоза отходов через сеть данных станций позволяет достичь значительного улучшения ситуации и получить высокий экономический эффект. Прессование ТБО производится в большегрузных (до 32 тонн) мусоровозах, при этом транспортные расходы снижаются, малотоннажный транспорт можно использовать с большей эффективностью, а общий парк транспорта сократить.

Обезвреживание твердых бытовых отходов и их индустриальная переработка

Миллионы тонн бытовых отходов, ежегодно образуемые в Москве, на 90% захораниваются на двух специализированных полигонах, срок эксплуатации которых подходит к концу. Потребностям города это никак не соответствует. Программа санитарной очистки Москвы, утвержденная городскими властями Постановлением №239 от 05.05.92, предусматривала следующее:

  • переход в несколько этапов к индустриальной переработке твердых бытовых отходов на базе заводов по переработке и сжиганию мусора, а также реконструкции существующих предприятий;
  • строительство новых полигонов ТБО с соблюдением экологической безопасности;
  • строительство МПС (мусороперегрузочных станций).

Для реализации программы было организовано специализированное предприятие ГП «Экотехпром».

Первый этап предусматривал реконструкцию 2-х существующих и возведение 2-х новых заводов по сжиганию мусора. Генподрядчиком на данные работы выступил АО «Мосэнергострой». Для завода, возводимого в промзоне Руднево, было закуплено оборудование немецкой фирмы «Хельтер». На второй, строящийся в промзоне Котляково, поставили оборудование фирмы «ЧКД-Дукла» (Чехия).

Рудневский завод введен в эксплуатацию в 1997 году с годовой производительностью 250 тыс. т, завод в Котляково – в 1998 году с годовой производительностью 200 тыс. т.

Проведены работы по реконструкции существующих мусоросжигательных заводов. Было установлено новое оборудование, в частности фирмы «КНИМ» (на спецзаводе №2). Производительность заводов в результате реконструкции значительно увеличена (спецзавод №2 – до 130 тыс. т, спецзавод №3 – до 200 тыс. т).

На территории Московской области были построены несколько заводов по переработке мусора, заказчиком предприятия в Фенино выступило ГП «Экотехпром». На данном заводе была внедрена передовая технология немецкой компании THG, согласно которой из отходов извлекаются полезные компоненты, после чего часть мусора отправляется на компостирование, а часть используется в производстве топлива. Предприятие было запущено в 1998 году с годовой производительностью 320 тыс. т ТБО.

Далее городские власти подготовили нормативную документацию, регламентирующую строительство заводов, перерабатывающих мусор, в Ногинском, Сергиев-Посадском и Пушкинском районах. Реализация всех перечисленных объектов позволила перерабатывать до 40% твердых бытовых отходов города, вырабатывая 130 000 т топлива, 800 000 ккал тепловой энергии, а также черный и цветной металлы в количестве 30 000 т и 1 500 т соответственно.

Захоронение твердых бытовых отходов на полигонах

Санитарная очистка Москвы в данный период была возможна только при захоронении ТБО на полигонах порядка 65% образующегося в городе мусора. Было достигнуто решение о строительстве полигона в Солнечногорском районе области, которое являлось, по сути, расширением полигона Хметьево. Разработкой технического предложения занималась компания «Рамболл и Ханнеман» (Дания).
Далее городскими властями были подписаны договора, предусматривающие денежную компенсацию, с администрациями Дмитровского, Ногинского и Солнечногорского районов. Результатом стало открытие полигона Икша в Дмитровском районе.

Структура управления

Cистема очистки Москвы от ТБО требовала четкого согласования всех проводимых мероприятий – технических, экономических и организационных. При этом неизбежно произошла смена тарифной политики и структуры управления.

Действующая структура управления имела ряд недостатков:

  • обилие организаций, занимающихся вывозом и утилизацией ТБО, множество звеньев управления; в результате возникновение стихийных свалок и общая неуправляемость системы;
  • налаженная система оперативного контроля за процессами вывоза отсутствовала, децентрализованное управление и финансирование приводило к высокой стоимости услуг;
  • выделение средств на вывоз мусора, обезвреживание твердых бытовых отходов не было разделено, результат – несвоевременность оплаты работ, возникновение задолженностей и т.д.;
  • бесконтрольное возникновение вокруг Москвы стихийных свалок, результат – отвлечение бюджетных средств на небезопасные и бесперспективные объекты.

Чтобы модернизировать систему управления санитарной очисткой, усилить контроль над организациями, осуществляющими вывоз ТБО, а также в целях кардинальной смены ситуации, было предложено изменить действующую систему управления. Единым генподрядчиком на переработку и утилизацию ТБО стало государственное предприятие «Экотехпром». Данная структура имела положительные моменты:

  • Бюджетные затраты были снижены за счет: более низкой оплаты услуг банка, исключения сверхприбыли, получаемой предприятиями при невывозе ТБО на полигон, упорядоченных потоков вывоза ТБО на заводы по переработке мусора, МПС и другие объекты инфраструктуры.
  • Целевое финансирование положительно сказывается на оперативности прохождения средств, в целом на ситуации с платежами, соответственно, на увеличении оборотных средств организаций.
  • Выделенные средства могут использоваться в пределах одной затратной статьи, их переброска на другие виды работ исключена.